15:21
ТурЭкоЦeнтр "ГЛОБУС"
 
 
Наш век - это век информации. Каждый день происходят значительные события, о которых нам сообщает пресса. Войны, катастрофы, загрязнение природы - это часть перечня бедствий, о которых каждую минуту слышат люди по радио, телевиденью. Создаётся впечатление, что Мир - большой ужас, в котором нужно выживать. Взрослому человеку трудно чувствовать себя комфортно в таком постоянном негативном информационном поле. Теряется ощущение стабильности, уходят прежние идеалы, экономические перипетии то же сказываются на душевном и духовном состоянии человека.   Тяжелее всего во времена перемен приходится детям. Пионерия и комсомол ушли в прошлое, и роль социального воспитателя полностью  легла на плечи родителей и учителей.

Говоря «учитель»,  люди представляют взрослого человека в детском учреждении, который что-то объясняет сонному классу. А ведь функция учителя – передавать новому поколению все те знания, которые накапливало человечество столетиями и помогать маленьким людям расти и интеллектуально, и духовно. «Ну, это в идеале», -  скажете вы. «Где вы видели таких учителей в современной образовательной системе? Кто будет уделять ученику хотя бы минуту своего свободного времени бескорыстно, с целью духовного роста ребёнка?». Я вижу таких людей еженедельно, когда провожу психологическую часть туристическо-психологического тренинга для школ с туристическим клубом «Глобус».

Клуб уже 20 лет возглавляет Александр Яковлевич Еркович – истинный энтузиаст своего дела. Он проводит туристические и туристическо–психологические тренинги для школ, и учителя активно приводят свои классы на эти мероприятия.  Кто, как не учитель или директор школы понимает, что подрастающее поколение нуждается в добрых, объединяющих и обучающих мероприятиях? Туристический клуб «Глобус» разработал специальный вид интересных соревнований, которые можно проводить для учебных учреждений и на природе, и в спортивном зале.

Часто современных детей называют детьми Интернета. Мне кажется, что это ещё одна попытка повесить на подрастающее поколение ярлык и не заниматься организацией развивающего досуга для ребёнка. Когда наблюдаешь за мальчишками и девчонками, пришедшими на тур.полосу, организованную «Глобусом», то замечаешь, что их глаза полны интереса и удивления. Что же это за тренинг? Представьте себе школу вашего района, в которой в субботу собираются группы детей из разных районных учебных детских учреждений.  В спортивном зале вы видите скалолазную стену, массу необычных верёвочных лестниц, «паутину» с колокольчиками и даже специальную канатно-верёвочную переправу. Всё это размещается по периметру спортзала и создаёт впечатление амазонского таинственного леса, где можно почувствовать себя первооткрывателем.  Обычно дети приходят уже сформированными   командами от своих школ. Учитель, который приводит детей на эти туристические межшкольные соревнования, как правило, видя все эти странные интересные переплетения лестниц и канатов, начинает переживать, а поймут ли что надо делать его подопечные. Дети осваиваются очень быстро. После торжественного построения и объяснения заданий, команды, перемещаясь по периметру, проходят препятствия. Каждый новый туристический этап они преодолевают с использованием надёжной профессиональной скалолазной страховкой.  Одевая друг друга в страховочные «лямы» и проверяя  муфтованные карабины, ребята учатся   чувству ответственности за товарищей и начинают осознавать, что  всякое рискованное мероприятие нуждается в мудром просчитывании возможных неожиданностей. В формировании у детей  этого мудрого отношения к риску и экстремальным ситуациям активно участвуют  тренера соревнований. Они объясняют перед прохождением этапа все тонкости и нюансы преодоления препятствий.   Выполняя головокружительный подъём на скальную стенку каждый ребёнок может на себе почувствовать, что моральная поддержка товарищей - это реальная помощь в ситуации, когда кажется не осталось сил для дальнейшего восхождения. Спустившись вниз, такой ребёнок начинает сам активно подбадривать своего одноклассника. Учителя-сопровождающие часто отмечают, что в экстремальных частях тур.полосы дети неожиданно начинают гораздо бережнее относится друг к другу. Конечно, организация процесса соревнований способствует тому. Участники проходят препятствия «на время» и скоро понимают, что только слаженная, дружная команда сможет быстро и без ошибок пройти все этапы. Судьи соревнований постоянно напоминают, что нужно максимально помогать друг другу в таких сложных ситуациях и что от отношения команды к каждому участнику зависит качество и скорость выполнения заданий.  

Я – психолог и на  моём психологическом этапе соревнований, команды выполняют  интеллектуальные, нестандартные творческие задания. Так же, детям обязательно объясняется, что оценивается не столько время выполнения, сколько слаженность команды, внимательность и корректность по отношению друг к другу. В психологическую часть тренинга обычно включаются следующие упражнения -  «Скала», «Летающее яйцо», «Братина», «Первая помощь», «Герб команды» и «Доверительное падение». «Скала» и «Доверительное падение»- эти задания на умение доверять своим товарищам и уметь оказывать им реальную поддержку. «Летающее яйцо» и «Братина» - это очень интересные  упражнения для активизации конструкторской, творческой мысли детей. «Первая помощь» - это задание, благодаря которому дети учатся принимать нестандартные решения в сложных ситуациях. «Герб команды» -  завершает психологический этап соревнований и участники могут при помощи добрых туристических символов создать объединённый образ своей команды. Как правило, сопровождающие учителя  особенно переживают за своих подопечных на психологическом этапе тренинга и очень гордятся ими, когда дети  быстро решают эти сложные, но интересные задания.

По завершению соревнований происходит торжественное построение, объявляются результаты, все команды получают призы. При подведении итогов учитывается и  время прохождения, и слаженность команды, и взаимоподдержка. Когда Александр Яковлевич задаёт построившимся ребятам и сопровождающим учителям вопрос: «Вам понравилось?», то неизменно слышно восторженное «Да!!!». Лучшим подтверждением этому является то, что многие детские школьные команды ходят на эти туристическо-психологические соревнования регулярно и всё больше и больше их одноклассников приходят, чтобы «поболеть» за товарищей. Это значит, что небольшое, но светлое туристическое движение для детей набирает в свои ряды новые любопытные детские души.

 Многие учителя после таких соревнований-тренингов приходят в «Глобус» в клубный день, чтобы узнать о следующих детских мероприятиях. Постепенно, такие истинные педагоги-энтузиасты, собрав вокруг себя ребят своего класса, начинают ходить на тур.слёты и в дальние и ближние походы. Туристическое движение живёт и здравствует. В условиях жёсткой коммерцизации тренинги для школ помогают проводить районные управы. И это очень дальновидно! Ведь ученик, прошедший такой туристическо-психологический тренинг получает бесценный опыт ответственности и человечности. Шанс попасть в группу риска у такого ребёнка резко снижается и, следовательно, чем больше таких детей становиться, тем более спокойное будущее ожидает общество. 

 

Психолог Т.В. Филиппова

Категория: Мир туризма | Просмотров: 498 | Добавил: vlarogozin
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: